О ТМЦБС

Историческая справка

История библиотек началась еще в 1913 году, когда Л.Н.Толстой подарил А. Х. Гатагогу библиотеку, в которую вошли произведения классиков русской литературы, словари, учебники. И эта была первая библиотека в Тахтамукае и в Адыгее.

 

Местные учителя аула знакомили с произведениями писателя не только аульчан, но и жителей окрестных селений.

 

В 1936 году была открыта изба-читальня, фонд которой был сформирован из книг, подаренных многими известными людьми. Читателями стали жители аула и района. К сожалению, она была уничтожена во время оккупации аула в годы ВОВ.

 

В 1946 изба-читальня стала сельской библиотекой. В 1958 – Октябрьской Районной библиотекой. В 1979 она была преобразована в ЦБС. В 2007 – вошла в межпоселенческую централизованную библиотечную систему, где книжный Фонд составил 21546 тыс. ед. куда входят структурные подразделения: отдел абонемента, читальный зал, информационно-библиографический отдел, отдел комплектования и обработки, методический отдел и консультант плюс. В новогоднюю ночь 2015 г. центральная библиотека только что (в 2014 г.) пережившая капитальный ремонт и приобретение новой мебели и оргтехники сгорела со всем своим богатейшим фондом.

 

 

В 1955 году в бывшем СССР было открыто множество библиотек. Среди них и Тахтамукайская районная детская библиотека, что подтверждает «Регистрационное свидетельство №21», утвержденное заместителем Министра культуры РСФСР Кондаковым И. 

 

Судя по этому документу, районная детская библиотека, находящаяся при Тахтамукайском райотделе культуры зарегистрирована 5 сентября 1955 года. Этот день и является днем рождения библиотеки.

 

За почти шестидесятилетнюю историю своего существования библиотека преображалась, менялась… К концу 1955 года количество печатных изданий составляло 4044 экземпляра. При изучении динамики пополнения фонда библиотеки обнаружилось, что самое незначительное поступление приходится на вторую половину 90-х гг., когда в 1996 г. библиотека получила всего лишь 72 экземпляра изданий. А рекордное поступление изданий приходится  на 1978 г., тогда фонд пополнился на 3613 экземпляров изданий. Вообще, надо сказать, что до 90-х гг. фонд библиотеки стабильно рос и к концу 1989 г. составил 27265 экземпляров печатных изданий. А вот с 2003 г. фонд библиотеки стабильно уменьшается и на начало 2011 г. составлял 21940 экземпляров. На сегодняшний день фонд библиотеки составляет 21670 экземпляров изданий.

 

Рассказ о центральной детской библиотеке Тахтамукайского района хотелось начать именно с количественного состояния ее фонда для того, чтобы можно было представить масштаб наших книжных богатств. Так в каких же условиях посетители библиотеки могут воспользоваться самым многочисленным в нашем районе хранилище литературы по всем отраслям знаний для детей?

 

В 1955 г. за неимением отделенного помещения свою первую прописку библиотека получила в маленькой скромной комнате площадью 8 кв.м. при районной библиотеке. Но фонд рос и поэтому за все время своего существования библиотека не раз меняла «место жительства», пока в 1975 г. не переехала в то здание, в котором находится по сей день, здание, которому более ста лет.

 

До 2002 г. в этом здании ни разу не был сделан капитальный ремонт. Но в выше обозначенном 2002 г. свершилось чудо – благодаря нашему упорству и колоссальной поддержке председателя Совета народных депутатов Тахтамукайского района (Хатит С.Х.) Президентом РА (Совмен Х.М.) были выделены бюджетные средства на капитальный ремонт библиотеки и на ее оснащение. На некоторое время коллективу библиотеки пришлось освоить навыки грузчиков, архитекторов, маляров, дизайнеров, портних… Но это были приятные хлопоты, потому что все с нетерпением ждали счастливого завершения этой сказки. А финал действительно счастливый – впервые, со дня «прописки» по этому адресу, в библиотеке был сделан ремонт такого масштаба, и это старенькое здание получило второе дыхание, а еще наша библиотека, на тот момент, стала одной из самых технически оснащенных в районе – мы приобрели компьютер, ксерокс, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фотоаппарат.

 

Что же может предложить посетителям обладательница самого многочисленного в районе собрания изданий для детей?

 

Это, прежде всего, – абонемент, где читатель любого возраста может взять издания на дом. Посетители абонемента имеют возможность познакомиться с новинками литературы, представленными на многочисленных выставках, выбрать издания по школьной программе, личному интересу, воспользоваться услугами по тематическому подбору изданий. На абонементе работает главный библиотекарь Мамий Малайчет Махмудовна (стаж библиотечной работы 18 лет).

 

Читальный зал предлагает читателям богатый фонд изданий энциклопедического характера, фонд краеведческих изданий, редких и наиболее спрашиваемых изданий… Также посетители пользуются фондом периодических изданий. Это разнообразие помогает всем желающим найти необходимые материалы для сочинений, сообщений, докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, творческих и научных исследований… Составной частью читального зала является комната сказок «Сказочное царство – весёлое государство».  Здесь ребят всех возрастов ждут красочные издания сказок, игрушки, сказочный теремок, разнообразные развлекательные игры, игры, помогающие пополнить знания, полученные в школе, развить логику, мышление… В читальном зале работает библиотекарь Чушокова Фатима Аскеровна (стаж библиотечной работы 17 лет).

 

Кроме этого в библиотеке функционирует информационно-библиографический сектор, работник которого удовлетворяет информационные запросы посетителей, воспитывает культуру общения со справочным аппаратом, проводя экскурсии, библиотечные уроки, индивидуальные и групповые беседы. В арсенале данного сектора система регулярно пополняющихся каталогов и картотек, а также богатейшее собрание систематизированных газетных статей. Библиографическая деятельность нацелена на наиболее полное удовлетворение читательских запросов. Сектором заведует библиограф Тлеуж Мариет Аскеровна (стаж библиотечной работы 2 года).

 

Методический сектор библиотеки занимается вопросами детского чтения, обучения, воспитания. К его помощи обращаются все библиотеки района, обслуживающие детей, воспитатели, учителя, вожатые, родители… Здесь указанные категории читателей могут воспользоваться специальной методической литературой, профессиональными периодическими изданиями, сценариями массовых мероприятий.

 

Важным звеном в работе библиотеки является массовая работа. Здесь проводятся разнообразные по форме мероприятия, помогающие глубоко анализировать происходящее, высказывать свои мысли, отстаивать свою позицию (диспуты, встречи, вечера…). Читателями приветствуются игровые мероприятия (конкурсы, турниры, викторины…). Реалии времени всегда откладывают свой отпечаток на тематику мероприятий, ведь библиотека не оторвана от окружающей её жизни. Это чувствуют и читатели – их любимая библиотека идёт в ногу со временем.

 

Информационная работа, кроме всего прочего, подразумевает издательскую деятельность. Работники библиотеки разрабатывают и выпускают буклеты, альманахи, дайджесты, обзоры, закладки, сценарии мероприятий…

 

Центральная детская библиотека достойно представляет Тахтамукайский район на межрегиональных, республиканских семинарах, конференциях, фестивалях, конкурсах и удостаивается заслуженных наград. Её деятельность освещается в республиканских дайджестах, информационных отчётах, на телевидении, на страницах региональных периодических изданий и профессиональных изданий российского уровня. Так, приняв участие в республиканском конкурсе на лучший сценарий «Когда строку диктует чувство», работники библиотеки (Ачмиз З.Х., Шантыз С.Ш.) разработали сценарий литературного журнала «Почитаем, поиграем и загадки отгадаем», посвящённый творчеству адыгейского поэта Джафара Чуяко. Данный материал был удостоен Диплома первой степени и опубликован на страницах российского профессионального журнала «Игровая библиотека».


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика

Фраза дня

Сколько бы лет тебе не исполнилось, нет ничего лучше хорошей книги в руках.

Решаем вместе
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!